Профильное обучение — это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Основные цели профильного обучения:
Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.
Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В МКОУ "Ушьинская СОШ" реализуются следующие профили обучения:
Класс |
Профиль |
Количество обучающихся |
Предметы, изучаемые углубленно |
Количество часов в неделю |
11 |
Технологический профиль |
2 |
Математика |
8 |
Физика |
5 |
|||
Универсальный профиль (с углубленным изучением обществознания, биологии, географии) |
1 |
Обществознание |
4 |
|
Биология |
3 |
|||
География |
3 |
|||
Гуманитарный профиль (с углубленным изучением обществознания и английского языка) |
1 |
Иностранный язык |
5 |
|
Обществознание |
4 |
|||
10 |
Технологический (информационно-технологический) профиль |
1 |
Информатика |
4 |
Математика |
8 |
|||
Естественно-научный профиль |
3 |
Химия |
3 |
|
Биология |
3 |
|||
Гуманитарный профиль (с углубленным изучением обществознания и английского языка) |
1 |
Иностранный язык |
5 |
|
Обществознание |
4 |
Типы уроков:
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Цели: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Урок рефлексии. Цели: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений.
Урок систематизации знаний. Цели: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы.
Урок развивающего контроля. Цели: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Урок-лабораторная работа
Урок-практическая работа
Формы проведения занятий
По количеству учащихся выделяют следующие формы:
Индивидуальная. Подразумевает взаимодействие учителя с одним учащимся.
Групповая. Обучение происходит в группах, на которые делятся учащиеся.
Фронтальная. Учитель работает сразу со всеми учениками, в общем темпе и для достижения общих образовательных целей.
Парная. Это взаимообучение или взаимопроверка учащихся, которые взаимодействуют друг с другом в парах.
Модель организации учебного процесса: Комплексно-тематическая модель. Базируется на постановке приоритетной темы, отражающей определённое знание и представляемое в эмоциональном и чувственном аспекте. Усвоение темы осуществляется путём организации различных видов деятельности. Педагог выступает партнёром учащегося и помогает ему в отыскании творческого направления развития, решения проблемы.
Условия, обеспечивающие реализацию программ профильных классов:
Кадровые условия. Наличие высококвалифицированных педагогов, способных реализовывать программу профильных дисциплин с учётом актуальных тенденций.
Учебный план. Он должен содержать не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определённой ФГОС СОО, и не менее трёх (для некоторых профилей — четырёх) учебных предметов на углублённом уровне изучения. Также в учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Система предпрофильной подготовки. Она выражается в распределении часов в учебных планах основного общего образования.
Ресурсная обеспеченность. Наличие соответствующих учебников, учебно-методических комплексов и методических материалов.
Сетевое взаимодействие. Важно найти партнёров для реализации практико-ориентированных элективных курсов, программ профессионального обучения, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, практики и профессиональных проб.